13.12.2022

Дизайн паркета «французская елка»

Дизайн паркета «французская елка» имеет многовековую историю. Именно во Франции были созданы паркетные полы в этом стиле. С давних пор паркет отличался от простого дощатого пола рисунком укладки и качеством отделки, подчеркивающими красоту древесины.

Исторически одними из самых первых рисунков укладки паркета считаются традиционная елочка (английская елочка, Herringbone, batons rompus) и французская елочка (Chevron, Point de Hongrie), возникшие в средневековой Европе.

Следует отметить, что простота и выразительность этих видов укладки делает их привлекательными и стильными так же и в наше время.

Первой появилась укладка традиционной елочкой, состоящая из уложенных зигзагом прямоугольных элементов. Считается, что она возникла как имитация декоративной кирпичной кладки, использовавшейся для украшения церквей и других зданий задолго до возникновения культуры устройства паркетных полов. Есть так же менее вероятная гипотеза, что елочка подобна декоративному узору, который получался на земляном полу, когда домохозяйки присыпали его песком и особым образом сметали.

Одним из самых ранних, из дошедших до нас, образцов укладки паркета обычной елочкой является галерея Франциска I во дворце Фонтенбло (фр. Château de Fontainebleau). Пол был установлен в 1539 году, во время правления Франциска I, и был сработан мастерами, которых Франциск нанял в Италии. Это подтверждается письменными свидетельствами той эпохи, которые описывают технику укладки, как итальянскую. К сожалению столь же древних итальянских объектов не сохранилось, хотя есть и более древние итальянские здания, где елочкой уложен пол из плитки или кирпича. Французское название укладки batons rompus, (буквально – сломанные палочки) этимологически относится к военному жаргону – обозначавшему барабанный бой с короткими и неравномерными интервалами.

Также достаточно известен дом семейства Годолфин в Корнуолле (Godolphin House, Cornwall), где паркетный пол в виде традиционной елочки был уложен примерно в середине 17 века.

Укладку Французской елочкой можно считать в определенном смысле развитием укладки в виде традиционной елочки. Косой зарез сделать технологически сложней, особенно во времена, когда отсутствовала станочная обработка дерева. Но наряду с большей трудоемкостью и высокими требованиями к точности геометрии элементов, французская елочка более выразительна, цельна, элегантна и предоставляет большую вариабельность укладки (папоротник, ромбы, лучи).

Происхождение названия Chevron очень прозрачно и восходит к фр. chevron — стропило, конёк на крыше V-образной формы. Но сами французы называют этот рисунок укладки Point de Hongrie. Иностранные источники увязывают его с названием похожего рисунка вышивки, который в свою очередь был назван в честь принцессы Елизаветы Венгерской (princess Elizabeth of Hungary). Как бы то ни было, это название прочно закрепилось во Франции.

Разнообразность исполнений французской елочки увеличивается ещё и за счет различных исполнений по углу раскрытия зигзага, запил на планке может быть от 30° до 60°, но наиболее распространен 45°. Первые образцы этой укладки относятся к 16 веку, а письменные упоминания можно встретить начиная с 1690 года, в описании Версальского дворца, сделанного шведским архитектором Никодермусом Тессином (Nicodermus Tessin). Она фигурирует в энциклопедии Дидро и Даламбера (1751), а в книге «Искусство Деревообработки» Андре-Иакова Рубо (» L’Art de la menuiserie » de André-Jacob Roubo (1769)) представлена в виде обычной конструкции пола. Французская елочка была предвестником более сложных геометрических рисунков художественного паркета и часто встречается в старых французских замках, в Парижском Лувре, в королевских дворцах и средневековых замках в долине реки Луары: Амбуаз (Amboise), Вилландри (Villandry), Монсоро (Montsoreau), Сомюр (Saumur), Азе-ле-Ридо (Azay-le-Rideau), Ланже (Langeais), Шамбор (Chambord), Шенонсо (Chenonceau), Блуа (Blois), Бриссак (Brissac) и другие…

За прошедшие пять столетий французская елочка неоднократно переживала всплески популярности, и теперь она прочно ассоциируется и с замковым паркетом, и с парижскими апартаментами времен Османа, и провинциальными шале (и обязательно в сочетании с камином). Можно сказать, что после технологического скачка в деревообрабатывающей промышленности конца 19 века, когда паркет перестал быть результатом кропотливой ручной резки, французская елка стала наиболее изысканным и стильным из вариантов штучного паркета.

Современные технологии позволяют делать паркет для укладки елочкой как традиционно массивным, так и увеличенного формата – в виде инженерной доски. А варианты отделки позволят вам либо ощутить себя владельцем древнего замка, либо жителем современной квартиры.